По микроэкономической модели VPM, связывающей маркетинговые действия и результаты продаж, формат торговой точки определяется размером торговой площади (кол-вом SKU на полке), продажами, оборотом полки в категории, относительным уровнем цен (наценки) и поведением покупателей ("магазин для повседневных покупок" или "специально раз в неделю едем закупаться").
Например, для категории ЧАЙ классификация по признакам такова:
торговый маркетинг • Как рассчитать прирост продаж и эффективность закупочной акции торгового маркетинга
торговый маркетинг • На что влияет и как определить формат торговой точки розничной сети
торговый маркетинг • Эффект от участия в выставке - вклад в продажи и прибыль
торговый маркетинг • Демонстрационные флэш ролики инструментов Торгового маркетинга
торговый маркетинг • Что такое, чем занимается трейд-маркетинг - торговый маркетинг
торговый маркетинг • Таблицы управления мерчандайзерами - подробное описание
торговый маркетинг • Как формировать матрицу ассортимента для Гипермаркета, Супермаркета, Магазина у дома
торговый маркетинг • Как формировать матрицы ассортимента для небольших магазинов, палаток, павильонов
торговый маркетинг • Что входит в функционал торгового маркетинга
торговый маркетинг • Какой ассортимент ставить в формат магазинов Дискаунтер
торговый маркетинг • Как определить формат торговой сети, точки, магазина
торговый маркетинг • Чем отличается матрица ассортимента для разных форматов торговых точек и розничных сетей
торговый маркетинг • Что означает Vm в файле Стандарты матриц и планограмм
торговый маркетинг • Инструменты торгового маркетинга - Trade Marketing Toolkit
• help • all • управление брендами • развитие продуктов и упаковки • торговый маркетинг • управление маркетингом • менеджер по маркетингу • показатели VPM • продвижение брендов • результаты маркетинга
Смотреть картинку в полный размер
Все, что вы думали, что знали о маркетинге, но не понимали, теперь выложено на этой странице. Маркетинг – это физика продаж, а физика без математики – это природоведение. Обратное – неверно: не зная природоведения, вы не сможете правильно решить ни одной математической задачки маркетинга. Итак, поехали ((ц)Ю. Гагарин).
Первое главное слово маркетинга – продажи. Цель маркетинга – рост продаж и прибыли, которая образуется от этих продаж. Никаких других целей у маркетинга быть не может. Маркетинг оказывает влияние на продажи через потребителя, покупателя, продавца, журналиста, чиновника – на всех тех, кто не подчиняется напрямую и не состоит в контрактных отношениях с вами. Генеральный директор может приказать маркетологу поднять спрос на рынке и долю рынка, но маркетолог не может приказать потребителям совершать чаще покупки на большую сумму денег. Зато у него есть свой, особенный инструментарий по оказанию влияния буквально на две вещи: 1) отношение потребителей к чему-нибудь, 2) поведение покупателей во время покупки. Одно дополняет другое и позволяет маркетингу делать offset - сдвигать продажи и прибыль в лучшую сторону относительно уровня горизонта – тех продаж, которые состоялись бы без маркетинга и его бюджета. Зайдем со стороны продавца: в его прямые обязанности входит нарывание клиентов (дилеров, дистрибуторов, сетей), заключение контрактов, прием заказов, отгрузка со склада и любовь к продавцу следующего уровня. Классический sales (продавец) не может оказать влияния на потребителя и покупателя, он может лишь обеспечить товар на полке и складе магазина. У продавца нет инструментов для роста продаж, зато полно инструментов для их падения – например, когда товар не доходит до магазина и покупателя. Напротив, все инструменты для роста продаж находятся в руках маркетинга, а вот инструментов для обрушения продаж вниз у маркетолога не так уже много. Другими словами, если продажи растут – ищите заслуги маркетинга, если падают – причина скорей всего лежит ближе к продавцу.
Знакомая ситуация: товарная матрица сформирована, поставщики и клиенты найдены, операционная деятельность выстроена, но продажи идут вяло, их объем не покрывает текущие расходы, и к тому же имеет устойчивую тенденцию к падению. Что делать? Стимулировать. Что стимулировать? Продажи. Как стимулировать? Решительно. Стимулирование – это насилие над естественным ходом вещей. Стимулирование – это когда вы правдами и неправдами заставляете дилера, товароведа, байера сети взять не тот товар и не в том количестве, в котором он хотел бы. Вы прибегаете к целому арсеналу манипуляций и денежных мотиваций, чтобы переместить товар с вашего склада на склад клиента, магазина. Эта операция называется стимулирующими акциями торгового маркетинга «на полку!». Посмотрим, что происходит с товаром дальше: Он либо «зависает», блокируя дальнейшие отгрузки, либо «продается» конечному покупателю, который этот товар употребляет, эксплуатирует, выпивает и съедает. Товар, «уходящий в лёт» - редкое явление, как говорится, Новый год чаще. А еще чаще товар действительно «зависает», доводя до белого каления продавцов всех уровней. И чтобы этого не произошло, необходимо осуществить еще одно насилие – теперь над конечным потребителем. «Только сейчас, только у нас - скидка-подарок-поцелуй-в-щечку» - все та же манипуляция и мотивация заставляют купить потребителей не тот товар и не в том количестве, который они намеревались. Эти операции называются стимулирующими акциями торгового маркетинга «с полки!».
Хотя бренды существовали еще в древнем Риме, только в середине прошлого века мировая маркетинговая мысль оценила все выгоды, которые дает бренд. Немного природоведения – что такое «бренд»? Внимание, правильный ответ: бренд – это не «что», бренд – это «когда». Мы ощущаем, что имеем дело с брендом, когда:
Конечно, бренды не валятся с неба, не находятся в капусте, лояльные потребители не выращиваются в теплицах и оранжереях. Чтобы построить бренд, требуется много усилий, творчества, денег, повседневной заботы, чтобы «бренд не заболел» какой-нибудь «смертельной маркетинговой болезнью». Сила бренда – в привязанности потребителей к нему и количеству этих самых лояльных потребителей. В свою очередь, чтобы добиться позитивного отношения потребителей к бренду, переходящего в приверженность, придется решить в голове потребителя семь ключевых задач:
Все несчастные бренды несчастливы по-своему, все счастливые бренды счастливы одинаково – так позволю себе вольно перефразировать писателя Л. Толстого.
Все начинается с идеи, с задумки. Бренд без идеи – как человек без ДНК, не выживет. Идея бренда есть видимая часть айсберга идеи бизнеса, идеи конкуренции на рынке. Что мы делаем, что кому даем, почему они на это поведутся, точка прибыли, точка безубыточности – по этим вопросам надо договориться на берегу. Иначе, когда бренд бросят в рыночную стихию учиться плавать, у нас может не оказаться даже спасательного круга. Такие решения принимаются как на основе расчетов, так и на основе бизнес-интуиции. Имхо, интуиция, основанная на расчетах – лучше, чем просто интуиция или просто расчеты.Второй шаг – ассортимент предложения. Он определяет потенциал, «потолок» роста продаж, поскольку объем продаж не может быть больше чем рынок, чем все продажи в категории, и излишнее увлечение «нишевостью» неизбежно приведет к худшим финансовым показателям бизнеса. Наилучшие шансы у предложения в крупных и растущих сегментах, наихудшие – в падающих, о чем нам честно рассказывают уже тридцать лет профессора Бостонской Консалтинговой Группы в своей знаменитой «матрице БКГ».
Третий шаг – разработка продукта и упаковки. Качество предлагаемых продуктов повлияет впоследствии на повторные покупки (см. дальше), а дизайн упаковки выполнит ряд задач по стимулированию первой покупки за счет воздействия упаковки на полке, и построения позитивного отношения к бренду.
Четвертый шаг – дистрибуция и торговый маркетинг, вход в сети и матрицы дистрибуторов, ввод ассортимента, обеспечение товара на полках с помощью стимулирующих акций «на полку!» и мерчандайзинга. И как только ввели – тут же стимулирование первых покупок конечных покупателей с помощью акций «с полки!». Двухтактный двигатель продаж «на полку!» и «с полки!» в розничных торговых точках позволит быстро набрать покупательскую аудиторию и создаст благоприятное отношение к новинке в торговой среде – репутацию «ходового товара, поддержанного маркетингом поставщика». Если при этом будет еще и позитивная реакция потребителей, высокий процент тех, кто после первой покупки и пробования продукта примет решение покупать его на постоянной основе, рост обнаружится и в отсутствии стимулирующих акций, что будет очень хороший знак.
Пятый шаг – реклама и PR. В отличие от торгового маркетинга, сосредоточенного в зоне покупки (ситуации покупки), в отличие от развития продукта и упаковки, определяющего отношение в зоне потребления (ситуации потребления), реклама действует в отрыве от ситуации покупки и потребления, в ситуации коммуникации – самой частой, в которой оказывается современный человек. С помощью рекламы можно достроить недостающие ступеньки отношения к бренду, которые не удалось построить с помощью продукта и упаковки. С помощью рекламы можно проанонсировать новинку и тем самым спровоцировать на первую покупку тех, кто ищет что-то новенькое. С помощью рекламы можно рассказать о стимулирующей акции «с полки!» и тем самым улучшить количество ее участников. Собственно, больше ничего реклама толком не умеет. У рекламы две стороны – креатив и медиапланирование. Креатив отвечает за содержательную часть, а медиапланирование – за доставку креатива до целевого потребителя наиболее экономичным образом. Креатив и медиапланирование делают разные люди, а нередко и разные агентства.
Шестой шаг – работа с лояльными потребителями. По-научному называется «введение в резонанс». Потребители традиционно доверяют рекомендациям друзей больше, чем рекламе, чем рекомендациям продавцов. Если вы накопили уже миллион-второй лояльных потребителей, есть прямой экономический смысл побудить их сделать искреннюю и бескорыстную рекомендацию вашего бренда своим друзьям. И теперь уже их друзья совершат первые и повторные покупки, ускоряя рост продаж и прибыли по бренду.
Разумеется, полезно измерять потребительское отношение и покупательское поведение, результативность и эффективность акций, рекламы и PR, особенно когда "все хорошо", чтобы знать как сделать "хорошо". Этим занимается маркетинговый анализ и маркетинговые исследования. Данные исследования вам обязательно покажут, что потребительская аудитория бренда находится в постоянной динамике: одни потребители уходят с бренда, другие новые наоборот приходят. Когда-нибудь приток новых потребителей по естественным причинам закончится, и все будут тыкать пальцев в вашу сторону и говорить «о-ля-ля, старый бренд». Если вы не подготовите к тому моменту достойную замену старику или не затеете масштабный ребрендинг, ваш бизнес будет обречен на медленное умирание.
«Есть много, друг Горацио, на свете, чего не сыщешь в Интернете» - чистая правда. Скажу больше – большинство знаний, которые я использую на практике еще не вошли в книжки. Ведь у всякой современной научной мысли свой цикл эволюции – от теории к эксперименту, от внедрения к оценке и расчетам, от статьи в профильный научный журнал до семинаров, и только где-то совсем в конце этой цепочки фигурирует книжка за деньги и бесплатное выкладывание в сеть. Так что пользуйтесь возможностью задать вопрос автору и получить ответ на него на странице справочника ВСЕ-ПО-МАРКЕТИНГУ http://www.structuravody.ru/exasory/, пока автор не закрыл часть материалов в связи с какими-нибудь обязательствами).
Андрей Алексеев, Структура Воды, эффективный действенный маркетинг.
internet_innovations • Почем мракобесие или потребительская ценность желтой прессы
internet_innovations • Активно-адаптивное коммуникативное поведение и активные фильтры информации (АФИ), или как не утонуть в потоках информации
internet_innovations • Осваиваем Прези
internet_innovations • Забавный результат интернет-эксперимента: роботы - ленивые, как и люди
internet_innovations • Интернет-маркетинг и проблемы взаимодействия человека и компьютера – видимый горизонт перспектив
internet_innovations • Новый дизайн сайта structuravody.ru
internet_innovations • Из комментов в Линкдине: Использование LinkedIn в маркетинговых целях
internet_innovations • Зачем нужны выставки и конференции и может ли интернет их заменить
internet_innovations • О чем говорят мужчины среднего бизнеса
internet_innovations • Интернет-аналитика - не гадайте на кофейной гуще
internet_innovations • Маркетинг для интернет-чайников в трех словах
internet_innovations • Математический расчет медиаэффекта SMM для FMCG
internet_innovations • Расчет conversion rate на основе микроэкономической модели VPM
internet_innovations • Успеет ли интернет увидеть потребности бизнеса или сдаст его мобайлу
internet_innovations • Поколение WIKI хочет играть - новое поколение выбирает скорость
internet_innovations • Нерекламная монетизация интернет – новые возможности для новых ресурсов
internet_innovations • Конец SEO наступит в 2012 году
internet_innovations • Пять хороших способов найти иголку в стоге сена
internet_innovations • Разработка сайта нового типа
• marketing_toolkit • internet_innovations • business • thinking in style • humor • management • product_development • brand_manager • trade_marketing • mathematical_proves • fmcgnews • ege • comments • archive