удобный • быстрый • понятный • экономный • современный • практический маркетинг
Внимание! Примите участие в тестировании нового дизайна справочника и получите 100 рублей на мобильный номер за наиболее полезный комменатарий

Интерактивный справочник ВСЕ-ПО-МАРКЕТИНГУ


Наберите ключевое слово, выберите вопрос, нажмите СПРОСИТЬ.

Как использовать стандартные документы - инструменты Marketing Toolkit

Файлы пакетов инструментов для бизнеса EXASORY SHOP содержат стандартные шаблоны, расчетные таблицы, наглядные образцы и примеры, подробные инструкции к применению.

Освоение инструментов подобно освоению нового мобильного телефона. Вы видите образец, стараетесь повторить его с учетом особенностей вашего рынка и бизнеса. Если вы сталкиваетесь с затруднениями, почитайте инструкции. Если не находите ответа в инструкции - заходите на страницу поддержки и получаете ответ на похожий вопрос в режиме он-лайн в разделе «ВСЕ-ПО-МАРКЕТИНГУ». Если же вы не находите подходящие вопросы в контекстном списке, вы задаете его авторам по имейл с помощью формы.

Похожие вопросы

all • Почему такое название Структура Воды - эффективный действенный маркетинг
all • Кто придумал название ВСЕ-ПО-МАРКЕТИНГУ
all • Как использовать стандартные документы - инструменты Marketing Toolkit
all • Показатели микроэкономической модели VPM - что означают
all • Почему задание на тендер есть только в пакете Brand Manager Toolkit
all • Андрей Алексеев автор системы маркетинговых инструментов
all • Marketing Toolkit - современные инструменты для маркетинговой деятельности предприятия

Облако тэгов

helpallуправление брендамиразвитие продуктов и упаковкиторговый маркетингуправление маркетингомменеджер по маркетингупоказатели VPMпродвижение брендоврезультаты маркетинга


Задайте ваш вопрос по маркетингу:

*_Ваше имя (оставьте вначале имени подчерк - это защита от роботов):

* Ваш электронный адрес (e-mail):

* Ваш телефон (мобильный):

Тема:

* Вопрос:

Поля, отмеченные *, необходимы, чтобы выслать вам ответ на вопрос

<<< Поменять страницы местами

На злобу дня: стоп-отгрузки – это подарок конкурентам, как избежать потерь

На злобу дня: стоп-отгрузки – это подарок конкурентам, как избежать потерь
Смотреть картинку в полный размер

Откуда берутся проблемы

Производители и поставщики не любят розничные сети, и это справедливо. Вместо того чтобы заниматься тем, что называется «продажи» и «продвижение», т.е. удовлетворять потребности покупателей с взаимной выгодой для товаро-проводящей и товаро-производящей цепей, розничная сеть обычно становится в позу «конечного клиента» и подменяет запросы покупателей продукции производителя на свои собственные запросы. Если бы ритейлеры четко следовали цели продать как можно больше конечным покупателям, возможно, контракты могли быть и погибче, допускали бы внесение оперативных изменений в том числе и в ценник закупки в зависимости от четко прописанных внешних обстоятельств.

Однако и производители, поставщики нередко перегибают палку и в отсутствии действенных инструментов или элементарных переговорных навыков, прибегают к «воспитательным» мерам в виде приостановки поставок по контрактам, фактически одностороннее нарушая обязательства и совершая попытку шантажа сети. Мотивация по-человечески понятна: выручки от продажи данной партии товара не хватит, чтобы произвести и поставить такую же новую, что означает прямые убытки в коммерческой деятельности. Но метод разрешения спора хозяйствующих субъектов выбран таков, что очень часто ведет не к достижению цели сохранении прибыли, а ровно наоборот. Попробуем разобраться с этим.

Планирование прибыли и рисков

Один из хороших ключей к решению проблем еще до того, как они возникнут – это грамотное финансовое планирование. Когда вы как производитель инвестируете в продукт, товар, вы ожидаете не только вероятную прибыль от продаж, но и вероятные потери от внешних рисков, в том числе неуправляемых вами. Результирующая ожидаемая прибыль есть доходность, помноженная на объем и вероятность успешных сделок (продаж), минус вероятные затраты и минус вероятные потери, вызванные неконтролируемыми вами обстоятельствами. Ведь закладывать в номинальную отпускную цену затраты на поддержание дистрибуции, акции торгового маркетинга и рекламу – это нормально. Точно также нормально в них закладывать риски убытков в том числе и от колебаний курсовых разниц. Почему не все и не всегда это делают даже среди западных компаний – потому что риски эти наступают не так часто, как затраты на полку и промо. Однако если по принципу амортизации «размазать» потери от внешних рисков на весь инвестиционный период, они окажутся не столь существенными, как кажутся в момент обвала курса валют. Проще говоря, если видеть полную картинку бизнеса на периоде, можно посчитать «правильную цену» и спокойно управлять потерями и положительной суммой «прибыли-убытки».

Потери от стоп-отгрузок

Разумеется, любой КАМ приведет вам 33 убедительных довода, почему с его точки зрения нельзя было договориться с ритейлером заранее и почему с его точки зрения единственный способ воздействия – приостановить отгрузки по договорам. Но какие бы ни были доводы, придется признать медицинский факт: мы имеем дело с потерями, которые хотели бы минимизировать. Давайте честно и скрупулезно посчитаем реальную цену стоп-отгрузки.
Во-первых, это недополученная выручка в размере объема товара, не проданного ритейлером в период, когда он отсутствовал в его предложении конечному покупателю. А что произошло с покупателем? Правильно, с большой вероятностью он купил аналогичный товар вашего конкурента и был таков. То есть мало того, что вы понесли потери в выручке, так еще и простимулировали уходимость товара конкурентов.

Стоп-отгрузка – это акция на местах продаж в пользу вашего конкурента, за которую вы заплатили уменьшением своей выручки.

А теперь представим себе дальнейшее развитие событий. Часть покупателей, которые были вынуждены купить товар конкурента, вероятно, станут продолжать делать покупать и в дальнейшем, когда ваш товар вновь появится в ассортименте ритейлера, таковы законы маркетинга. Какой объем в обозримом будущем эти покупатели принесут в виде выручки вашим конкурентам, а не вам – это тоже потери, и чем дольше период, тем больше потери. И самое обидное, что из ассортимента предложения вымываются в первую очередь самые ходовые позиции вашего бренда, и именно по ним покупатели переключатся на марки конкурентов.

Экономически обоснованная альтернатива стоп-отгрузке

Давайте оценим, сколько бренд теряет от стоп-отгрузки в сравнении с решением пересмотреть цены через месяц. Смоделируем две ситуации:

  • Ситуация А. Стоп-отгрузка матрицы товара на период 1 месяц в последнем отчетном месяце по товару, который занимает долю в P=20% в сегменте в данном канале сбыта с сохранением той же маржинальности M=0,25. Коэффициент повторных покупок/переключения после вынужденной покупки P2(P1)=0,4, цикл покупки 1 месяц, а средний коэффициент стабильности покупательской аудитории 0,85 в год (15% переходят с марки на марку за год).
  • Ситуация Б. Стоп-отгрузки нет, но на периоде 1 месяц по товару, который занимает долю в 20% в сегменте в данном канале сбыта, маржинальность (до подъема цены через месяц) становится не положительной M=0,25, а отрицательной M=-0,15.

В Ситуации А:

  • На месяце стоп-отгрузок потери продаж составят 1/12=0,083 от текущего годового оборота. Потери маржинальной прибыли составят те же 0,083 от текущей годовой гросс-маржинальной прибыли или 0,021 от годового оборота.
  • На периоде год начинают играть роль потери от простимулированных стоп-отгрузкой переключившихся на марки конкурентов покупателей. Потери гросс-маржинальной прибыли уже составят при прочих равных 0,036 от годового оборота.
  • На периоде трех лет потери составят 0,057, а на пятилетке – 0,064 от годового оборота.

В ситуации Б:

  • На периоде 1 месяц потери измеряются исключительно скачком маржинальности от 0,25 до -0,15 на 1/12 года. Несложно посчитать, что потери гросс-маржинальной прибыли составят (0,25+0,15)/12=0,033 от годового оборота.
  • На периоде 1 год, 3 года, 5 лет потери фиксируются как все те же 0,033 от годового оборота, поскольку не было простимулированных отсутствием вашего товара в ассортименте ритейлера переключений на продукцию конкурентов.

Как видим, в среднесрочной перспективе коррекция маржинальности с помощью стоп-отгрузки генерит больше потерь, чем та же коррекция с одномесячным лагом на скачок маржинальности вниз на 0,4 от оборота.

Решение без потерь

Но есть еще более интересный выход: на тот переговорный месяц, когда цена будет сохраняться, провести ценовую акцию типа «желтый ценник». Только «скидку» давать не со старой цены, а с той, которая будет новой. Этот способ, если суметь быстро договориться с байером сети, сулит сразу несколько выгод:

  • На переходный месяц, месяц акции существующие лояльные покупатели получат ту же отпускную цену, что и раньше, и одновременно ознакомятся с будущей ценой, т.е. она для них уже не станет такой шоковой неожиданностью, как просто при подъеме цены.
  • Сам по себе «желтый ценник» простимулирует интерес части покупателей конкурентов к акционному товару и сгенерит прирост продаж, обеспеченный новыми лояльными покупателями, эффект от которых будет накапливаться в среднесрочной перспективе.
  • КАМ и байер получат месяц для спокойных переговоров по неизбежному и объективному повышению цены в связи с резким падением маржинальности/повышением себестоимости продукции. О переговорах с байером на основе экономических расчетов маркетинга читайте здесь.

Впрочем, вам может просто повезти: ваш недальновидный и нервный конкурент, столкнувшись с той же проблемой, прибегнет к стоп-отгрузке и подарит вам великолепную акцию «с полки!» и сгенерит прирост продаж и прибыли в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Желаю удачи! Готов ответить на любые вопросы. С уважением, Андрей Алексеев, structuravody@gmail.com.

Публикации по теме

management • Если бы да кабы - не такой уж бесполезный вопрос, когда речь идет о реверсивном планировании
management • На злобу дня: стоп-отгрузки – это подарок конкурентам, как избежать потерь
management • Оптимизация вашего маркетинга (FMCG) в 3-5 раз - все более чем реально.
management • Как бороться с жесткими переговорными позициями типа \"ржавый гвоздь\"
management • Теория споров: организация эффективных споров, часть 4
management • Теория споров: работа с предубеждениями, часть 3
management • Оптимизация штатной структуры маркетинга в компании FMCG
management • Теория споров: диалектический способ разрешения противоречий - часть 2
management • Теория споров: как эффективно организовывать спор и разрешать противоречия в его ходе - часть 1
management • Семь правил английского клуба – правила игры, которые работают на вас
management • Доказательство несостоятельности идеи НЛП - она не стоит выеденного яйца
management • Демоны управления – внедрение эффективного маркетинга быстро и просто (по возможности)
management • Осторожно! Дезорганизующие офисные игры - как их прекратить
management • Как заставить работать шаблон

Облако тем

marketing_toolkitinternet_innovationsbusinessthinking in stylehumormanagementproduct_developmentbrand_managertrade_marketingmathematical_provesfmcgnewsegecommentsarchive

Оглавление


(c) 2008-2012. Структура Воды, эффективный действенный маркетинг. Оглавление справочника Все-по-маркетингу